КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ?
(КАК
БЫ НЕ ОШИБИТЬСЯ…)
Бытует мнение, что услуги по предоставлению высшего образования – один
из самых прибыльных бизнесов. Так как же – вузы на студентах просто
"делают деньги", или же студенты действительно получают реальные
знания, которые не могут стоить дешевле?
Все мы помним, как несколько лет назад высшие
учебные заведения в нашей области стали расти как на дрожжах. Всевозможные
филиалы и представительства различных университетов и институтов заполонили ту
нишу образования, к которой стремились по каким-то своим соображениям
выпускники школ. На 1 января 2000 года в Мангистауской области было
зарегистрировано 19 (!) высших учебных заведений! Причём в своём стремлении
"сделать деньги" директора различных филиалов (конечно же при
поддержке ректоров головных вузов) доходили до абсурда. Понятно, что если в
твоём "вузе" есть только две комнаты-аудитории, три преподавателя и
один компьютер – ты не имеешь морального права браться за обучение, однако
такая ситуация (ничуть не утрируя) присутствовала в этих филиалах.
В последнее время государственные
структуры – видимо, при настоятельной инициативе высшего руководства страны –
решили всё же прикрыть эту "кормушку", существенно ужесточив
требования к открываемым и ныне действующим филиалам вузов. В результате мы
имеем то, что имеем на данный момент, – большая часть филиалов и
представительств с треском рассыпалась. Причём, это произошло даже раньше,
когда, собрав с абитуриентов деньги, директора таких вузов убедились, что ничего
не могут реально предоставить своим студентам. Тем более, что количество
студентов в филиалах не превышало нескольких десятков человек. Порой на дневном
отделении филиала (если не сказать, что во всём филиале) училось не более 15
человек. Вот и встал перед студентами выбор: либо оставаться в своём городе и
идти в другой вуз, либо ехать учиться в головной вуз своего филиала,
находящийся совсем в другом городе. Понятно, что не всегда студенты были рады
такой постановке вопроса. Ведь в других вузах не было, например, такой
специальности, какую они выбрали, были другие расценки… Конечно же, далеко не
всегда студентов предупреждали о таких перспективах, хотя директора филиалов
должны были понимать, что дать качественное образование, не имея хорошей базы, практически
невозможно.
Итак, квалификационные требования к
вузам и их филиалам ужесточились, большое количество филиалов закрылось, другие
ускоренно стали подгонять свои услуги под нормативы, по которым, например, не
менее трети преподавателей должны иметь звание докторов или кандидатов наук,
должны быть оборудованные лаборатории для практических занятий студентов,
библиотеки с достаточным количеством литературы.
Можно предполагать, что в настоящее
время остались только лучшие вузы или филиалы, которые предоставляют реальные
знания. Однако, бизнес есть бизнес. И по законам любого бизнеса предприниматель
стремится сделать свою прибыль максимальной. За счёт чего это можно сделать в
услугах высшего образования?
В первую очередь можно сэкономить на
материально-технической базе. Скажем, если для директора вуза на первом месте
стоит качество обучения студентов, а не его личная прибыль, то большую часть
средств он будет вкладывать в обеспечение своего вуза учебной литературой,
мебелью, компьютерной техникой, оборудованием для лабораторных занятий и так
далее.
Во вторых, можно сэкономить на
преподавательском составе. На самом деле, хороших преподавателей, которые
являются настоящими профессионалами своего дела, имеют большую практику и
преподавательский опыт, не так уж и много. И, как правило, они уже давно
трудоустроены и не имеют свободного времени, чтобы подрабатывать "на
стороне" – в другом вузе или филиале. Да и запросы по оплате своих услуг у
профессоров гораздо выше. Вот и берут ректоры на работу вчерашних студентов,
которые по книжке читают лекции.
Понятно, что если подходить к своему
делу – обучению студентов – с большой личной ответственностью, то чистой
прибыли, которую можно "положить себе в карман" останется не так уж и
много. Но это, конечно, остаётся на совести каждого конкретного руководителя.
Так же, как и дело каждого – думать ли о репутации своего учебного заведения,
или же думать о том, как по быстрому сорвать немного (или много) денег.
Другая проблема в том, что сами
студенты провоцируют такое отношение к качеству предоставляемого обучения. Они,
не долго думая, ищут вузы "где попроще", желая облегчить себе жизнь,
а по сути выбрасывают деньги на ветер. Ситуация довольно распространённая: молодые
люди поступают в вуз, "проучиваются" четыре-пять лет, изредка ходя на
занятия и "разводя" сессию через банальные взятки или через курсовые,
которые пишут для них за деньги (опять же, поддерживая всем этим корыстный
интерес "чёрного рынка" образовательных услуг), а получив диплом,
забрасывают его на полку и идут работать по совершенно другой специальности.
Причём, таких горе-студентов на самом
деле очень много, как ни прискорбно будет это констатировать. Особенно это
заметно на первом-втором курсах, потому что дальше некоторые всё же
догадываются, что им не место в вузе, что лучше сразу пойти куда-нибудь
работать, а некоторые просто не справляются даже с тем набором минимальных
требований, которые ставят перед ними в вузе.
И всё же спрос рождает предложение. Если есть десяток-другой молодых
людей, которые хотят "поиграть в студентов", особо себя не утруждая,
и выплачивая за это (из родительского кармана) приличную сумму – почему бы не
помочь им? Всё это и сформировало, на мой взгляд, тот ажиотаж на почве высшего
образования, когда филиалы "в одну комнату" посыпались на
восторженных выпускников как из рога изобилия. Одни только названия ласкали
слух и услаждали взгляд: Актауский филиал Казахстано-Российского
международного университета, Мангистауский филиал Университета мировой
литературы и журналистики, Актауский филиал Казахского академического
университета, Актауский филиал Международной академии экологического
образования и цивилизации, Представительство некоммерческого
образовательного партнерства «Кисловодский университет Академии
оборонительных отраслей промышленности РФ» в Актау…
Понятно, что у неискушённых вчерашних школьников глаза разбежались от
такого изобилия. Даже если они действительно желали получить реальные знания и
практику, желали стать хорошими специалистами и работать по выбранной
профессии. Никто даже не замечал, что столь представительные вузы расположены
кто где, и не имеют сколько-нибудь приемлемых для обучения помещений и
преподавателей.
Прежде чем поступать в какой-нибудь
вуз, стоит посмотреть все учредительные документы. Лицензия, как правило, висит
на стендах, но можно также попросить и просмотреть учредительный договор, устав
данного учебного заведения. Всё должно быть прозрачно и предоставляться по
первому требованию. В лицензии можно узнать, по каким специальностям и на какой
срок дана лицензия. В учредительном договоре можно посмотреть, кто учредители,
– уважаемые ли это люди, какие они специалисты. Далее можно уточнить, когда это
учреждение проходило аттестацию и посмотреть заключение аттестационной
комиссии.
Отдельно стоит оценить, как этот вуз
котируется в обществе, где были трудоустроены его выпускники. Может быть даже
не полениться и прозвонить фирмы и предприятия, чтобы узнать, действительно ли
они довольны квалификацией выпускников этого колледжа или вуза. Например,
поступая в медицинский колледж, можно позвонить в больницы или поликлиники и
спросить, из какого учебного заведения они предпочитают брать на работу
медперсонал.
Также можно посмотреть материально-техническую
базу, чтобы упомянутые в рекламном буклете «5 компьютерных классов» не
оказались на деле пятью комнатами с одним компьютером в каждой. Отдельно стоит
оценить педагогический состав на предмет наличия у преподавателей учёных
степеней, оценить их опыт работы, в том числе практический – непосредственно в
сфере услуг или на производстве.
И конечно же, уделите внимание тому, что говорят люди – рано или поздно
все разбираются в том, где есть качество, а где его нет. Стоит собрать как
можно больше информации, и тогда вы сможете быть уверены в том, что вы (или ваш
ребёнок) получит реальные знания и практический опыт по выбранной профессии.
Газета "Актау Бизнес"
17 февраля 2006 г.