Молодёжная информационная служба
Статья в газете "Актау Бизнес", 13 января 2006 г.
Мы с каким-то непонятным восторгом относимся к достижениям современной техники, и особенно это касается компьютерных технологий. Нам кажется, что техника облегчит нам жизнь, но так ли получается на самом деле? Действительно ли те же самые компьютеры облегчают нам жизнь, или же реклама только морочит нам голову?
Любой современный школьник, имеющий калькулятор, использует его, когда нужно умножить или поделить. Бывает, что калькулятор берут даже для сложения или вычитания совсем уж простых чисел - уже по привычке. Конечно, с калькулятором проще, чем решать на листке "в столбик", тем более, что "в уме" это уже почти никто не решает. Зачем - раз есть калькулятор? Действительно, с калькулятором проще. И взрослые люди тоже привычно берут калькулятор - потому что по другому уже не умеют. "Это же так сложно - складывать и умножать в уме. Пусть уж лучше наш мозг отдыхает - он нам ещё пригодится", - думает большинство. Есть, правда, считанные единицы, которые не идут на поводу у вычислительной техники. Такие люди способны легко и быстро складывать, умножать и делить в уме любые числа - вплоть до миллионов. Только потому, что тренировали свой мозг, а не брали в руки калькулятор ("потому что так проще"). И мозг таких людей действительно способен мыслить, думать - способен работать активно. Способен потому, что его тренируют. Вы можете спросить, а зачем тренировать свой ум, если всегда можно взять калькулятор? Всё верно, калькулятор можно взять. Но пробовал ли кто-либо решить с помощью калькулятора любую простейшую бытовую задачу? Скажем, как найти более высокооплачиваемую работу? Или как улучшить отношения с близким человеком? Согласитесь, калькулятор здесь ничем помочь не может! Ни калькулятор, ни даже компьютер не помогут нам в решении важных жизненных проблем! Может помочь только наш собственный ум, который мы - в рассчёте на калькуляторы - не очень-то развиваем! Вспомним людей, натренировавшихся умножать и складывать в уме числа. Их мозг работает гораздо активнее, у них более развито воображение. Поэтому использовать потенциал такого мозга для решения жизненных проблем гораздо удобнее - мышление способно активно работать не только с числами, но и сравнивать, анализировать любые факты, проводить аналогии, делать выводы из любых событий. Конечно, в решении жизненных задач есть своя специфика, и человек, научившийся умножать в уме, не обязательно сразу же решит все свои бытовые проблемы. Тренировка мышления для решения жизненных задач имеет свои особенности, которые, скажем, в умножение не входят. Но человек, выбравший путь развития своего ума уже готов к обучению, к напряжению и, как следствие, - к удовлетворению от результата применения своих способностей. Многие из упражнений для развития и тренировки своего ума известны с давних времён. Это только кажется, что человечество за последние сотни лет поумнело. Нас вводят в заблуждение "достижения технического прогресса", котрые как бы показывают, что человечество движется вперёд. Но какие же это "достижения", если в результате этого, так называемого "технического прогресса" все люди скоро вымрут из-за испорченной этим "прогрессом" экологии? Уже сейчас абсолютно или даже относительно здоровых людей в больших городах практически не осталось. 90% новорождённых детей имеют те или иные патологии или врождённые болезни, с которыми им придётся жить. Если это, конечно, получится - жить, потому что большое количество детей из-за этих самых патологий умирают ещё во младенчестве… Так по пути ли прогресса движется человечество? Действительно ли человечество стало умнее за последние сотни лет? Великие мыслители и учёные были и в давние времена. Возможно, они были даже более умнее современных учёных, потому что не предлагали идей "технического прогресса". К тому же, действительно выдающихся в своём интеллекте людей сейчас так же мало, как и во все времена. Да, почти все люди сейчас умеют (или способны научиться) пользоваться большинством "умных" технических устройств, но значит ли это, что и самих людей можно считать очень умными? Если мы способны пользоваться, скажем, калькулятором, не имея ни малейшего представления о том, как он работает, значит ли это, что мы тоже умные? Да и считать калькулятор (или компьютер) умным - всё равно, что считать умным электрический выключатель света в комнате, потому что он "знает", что надо зажечь лампочку, если на него нажимают. Однако выключатель почему-то не может зажечь лампочку, если вдруг в сети не будет электричества. И он ничего больше не сможет сделать, чтобы она зажглась. Он не сможет, скажем, подключиться к ветряному электрогенератору и тем более не сможет его изобрести и сделать. Этого не сможет сделать ни калькулятор, ни компьютер. Человек же, если свет не зажёгся, - начнёт проверять, есть ли ток в сети, проверять провода… Если, конечно, хоть что-то в этом понимает. Если же не понимает ничего и ничего не может сделать, то чем он в этом случае умнее выключателя? Хотя, нет. Любой человек может либо сразу позвонить в аварийную службу, либо сначала спросить у других, что надо делать, и ему подскажут. А уж звонить-то умеют все! Этому научиться легко. Всё равно, что научиться пользоваться выключателем. Или калькулятором. Опять же - делает ли это нас умнее? Вот если бы мы с такой же лёгкостью обучались чинить проводку или изобретать другие источники энергии! Но ведь некоторые люди этому научаются! На самом деле человек - самое быстрообучаемое существо на Земле! Но используем ли мы свой потенциал, или же надеемся на калькуляторы и компьютеры? Упражнений для развития своего мышления очень много, их можно даже расположить в порядке условного повышения сложности. Однако, выбирая для себя упражнения, которые вы можете найти, скажем, во многочисленных книгах, не стоит слишком завышать сразу их сложность. Начинайте с простых, чтобы не потерять интереса и не разочароваться в своих силах. Тогда все упражнения будут для вас лёгкими и приятными, как остаются лёгкими упражнения для штангиста, несмотря на то, что он постепенно наращивает вес штанги… Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений на развитие своего мышления, которые на практике подтвердили свою эффективность. Все они представляют собой своеобразные игры, в которые можно играть всей семьёй. Юрий СЕМЁНОВ |
Игры для тренировки мышления |
-[ Главная ]- -[ Информация о "Содружестве" ]- -[ НОВОСТИ ]- -[ СПРАВОЧНИК учебных заведений ]-
|
© ОО Молодёжная организация "Содружество"